Технические заметки

Миф #29: Люди рациональны

 11.08.2018    11:01

Люди не принимают чисто рациональных решений, базирующихся на безопасном анализе стоимости и ожидаемой полезности, несмотря на поучения классической экономики. Результаты исследования подтверждают, что наши решения больше зависят от эмоций, чем от логического и сознательного мышления.

Однако наша иррациональность предсказуема. Следовательно, хорошие дизайнеры могут узнать о совершаемом решении человека и двигаться за пределы удобства использования для создания продуктов, которые эффективно влияют на наше поведение.

Нейробиолог Иона Лерер утверждает, что люди иррациональны, потому что их логика медленна, а их рациональный мозг до сих пор новый и очень ограниченный. Это, как он выразился, «компьютерная операционная система, брошенная на рынок». С другой стороны, эмоциональный мозг действительно силен и принимает хорошие решения. Поэтому большинство решений принимаются на эмоциональном уровне.

8 экспериментов, доказывающих нашу иррациональность из книг «Предсказуемо иррациональный» и «Как мы принимаем решения»

  • Люди плохо сравнивают вещи в абсолютном значении
    В эксперименте участников попросили сделать выбор между различными ценовыми предложениями. Экспериментаторы обнаружили, что они могут удвоить «продажи» дорогого предложения, просто добавив еще одно похожее предложение, но худшего качества. Это предложение было так называемой приманкой, единственной целью которой было влияние на людей для покупки ими оригинального товара.
  • Люди думают относительно
    Другой эксперимент показал, что люди готовы потратить 15 минут на прогулку, чтобы сэкономить 7 долларов на товаре стоимостью в 18 долларов, но не будут тратить эти же 15 минут, чтобы сэкономить ту же сумму на товаре за 455 долларов. Если бы люди были рациональны, цена на товар не имела бы для них значения, важна была бы лишь возможность сэкономить.
  • Наш первый опыт будет запечатлен в нашем мозгу
    В эксперименте участников спросили, будут ли они платить предложенную цену за конкретный товар. Затем участников попросили сделать их собственное предложение на похожий товар. Эксперимент показал, что собственное предложение участников было сильно подвержено влиянию цены, которую они увидели первоначально: люди делали высокое предложение, когда они видели высокие первоначальные цены. Это называется эффектом привязки.
  • Люди предпочитают бесплатные предложения выгодным сделкам
    Люди скорее возьмут 10-ти долларовый подарочный сертификат Amazon бесплатно, чем купят 20-ти долларовый подарочный сертификат за 7$. Когда французское подразделение Amazon перешло от взимания незначительной стоимости доставки в 20 центов на бесплатную доставку, их продажи резко возросли. Подробнее: «Сила бесплатного».
  • Люди иррационально переоценивают то, что им принадлежит
    Мы больше ценим то, что уже имеем. Эксперимент показал, что баскетбольные фанаты, владеющие билетом к данной игре, продали бы его за 2400$, хотя те, кто не владеет билетом, готовы заплатить только 170$ за один.
  • Наши предыдущие ожидания сильно влияют на наш опыт
    Фанаты Кока-колы сильно любят её не потому что она вкусная, а потому что это бренд. Эксперименты показывают, что более дорогие обезболивающие эффективнее, чем дешевые (из-за эффекта плацебо).
  • Мы иначе реагируем на один и тот же по-разному сформулированный вопрос
    Люди делают различный выбор в зависимости от изначально поставленного вопроса или перспективы что-то получить/потерять. Это эффект кадрирования.
  • Мы нетерпеливы
    Анализируя продвижение реальных компаний кредитных карт, Лоуренс Аусубель обнаружил, что большинство людей выступают за низкие тизерные ставки, даже если уровень жизни стал значительно выше. Другой эксперимент показывает, что люди предпочитают получить подарочный сертификат Amazon сразу же, чем ждать более выгодный подарочный сертификат 2-4 недели.

Дальнейшее чтение о нашем иррациональном поведении

Ресурсы, которые каждый дизайнер должен прочесть

Поделиться




Читайте также:

Миф #28: Пустое место – потраченное место

 12.07.2018    10:48
Белое пространство или «отрицательное пространство» относится к областям между и вокруг элементов дизайна или макета страницы и часто упускается из виду. Подробнее

UX-миф №27: UX-проектирование — это про юзабилити

 26.04.2018    16:06

Умение проектировать пользовательский опыт значит для пользователя куда больше, чем разработка продукта. Пользовательский опыт охватывает продукт шире — он про то, как давать людям впечатляющие ощущения от использования.

Подробнее

UX-миф №26: тестирование юзабилити = фокус-группы

 19.06.2016    13:54

Когда доходит до сбора отзывов пользователей, тесты юзабилити и тесты на фокус-группах часто смешиваются. Хотя они имеют совершенно разные цели.

Подробнее